На главную
предыдущий номер || следующий номер
№42-43(2526-2527) от 14.10.2011
Все полосы
Полоса 1
Полоса 2-3
Полоса 4-5
Полоса 6-7
Полоса 8-9
Полоса 10-11
Полоса 12-13
Полоса 14-15
Полоса 16-17
Полоса 18-19
Полоса 20-21
Полоса 22-23
Полоса 24-25
Полоса 26-27
Полоса 28-29
Полоса 30-31
Полоса 32-33
Полоса 34-35
Полоса 36-37
Полоса 38-39
Полоса 40-41
Полоса 42-43
Полоса 44-45
Полоса 46-47
Полоса 48
Регионы
Подписным листам – серьёзный контроль

Центризбирком завершил этап заверения федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы нового созыва. Непарламентские партии – «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело» – приступили к сбору подписей избирателей в поддержку выдвижения своих списков.

Не так давно тема подписных листов входила в число резонансных, однако теперь законодательные новеллы ситуацию изменили. О том, как новшества отразятся на этапе проверки подписей избирателей, рассказала член Центр­избиркома Нина Кулясова, заместитель руководителя рабочей группы ЦИК России по приёму и проверке избирательных документов и руководитель её подгруппы по проверке подписных листов.

– Нина Александровна, что изменилось в законодательном регулировании порядка приёма и проверки подписных листов по сравнению с прошлыми федеральными выборами?

– Действительно, в сравнении с выборами депутатов Государственной Думы в 2007 году законодательное регулирование несколько изменилось.

Работа в этом направлении нами началась ещё летом прошлого года. Проанализировав предложения, высказанные на совещании с председателями региональных избиркомов по вопросам регистрации кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, а также в органы местного самоуправления, ЦИК подготовила предложения по изменению избирательного законодательства. Эти изменения, в частности, касаются установления единых форм подписных листов на выборах различного уровня, уточнения порядка привлечения экспертов из числа специалистов органов исполнительной власти и членов нижестоящих избирательных комиссий к проверке подписных листов, а также уточнения оснований признания подписей недостоверными и (или) недействительными.

23 июля 2011 года Президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон №259-ФЗ, в котором нашли отражение подготовленные Центризбиркомом предложения.

Напомню, что Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливается форма подписного листа, порядок его заполнения и заверения, а также порядок проверки подписей избирателей и основания признания их недостоверными и (или) недействительными. Этим же законом определяется, какие данные избиратель указывает в подписном листе.

Также по предложениям представителей политических партий, озвученным на названном мною совещании, экспертными службами федеральных органов исполнительной власти с участием ЦИК были разработаны Методические рекомендации по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов. В основу рекомендаций был положен опыт работы экспертов-почерковедов в период проведения федеральных избирательных кампаний 1999–2000 годов, 2003–2004 годов и 2007–2008 годов.

Методические рекомендации были утверждены Федеральным межведомственным координационно-методическим советом по судебной экспертизе и экспертным исследованиям и будут впервые применяться в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы шестого созыва. В дальнейшем данные рекомендации будут использоваться при проведении проверки подписных листов на выборах всех уровней.

– Какие ещё приняты документы по данной тематике?

– Непосредственно в ходе подготовки к выборам 4 декабря ЦИК разработала ряд документов:

– Процедура проведения случайной выборки представленных политическими партиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы шестого созыва;

– Порядок приёма и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы шестого созыва и иных связанных с ними документов;

– Рекомендации по оформлению папок с подписными листами, составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы шестого созыва, списка лиц, осуществлявших сбор подписей, и представлению их в Центральную избирательную комиссию;

– Положение о Подгруппе по приёму и проверке подписных листов, которая входит в Рабочую группу по приёму и проверке избирательных документов, представляемых уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Государственной Думы шестого созыва.

При разработке указанных документов учитывался опыт работы ЦИК по приёму и проверке подписных листов на федеральных выборах 2007–2008 годов, практика рассмотрения жалоб по данным вопросам в судах различного уровня. Также при подготовке документов учитывались предложения политических партий.

– Как будете справляться с большим количеством подписей избирателей? Будете ли привлекать к этой работе специалистов из иных государственных органов?

– В структуре Рабочей группы по приёму и проверке избирательных документов, представляемых уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Государственной Думы шестого созыва, выделена подгруппа по проверке подписных листов. В состав подгруппы входят работники Аппарата ЦИК и Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии.

Напомню, партиям необходимо представить в ЦИК России не менее 150 тысяч и не более 157,5 тысячи подписей избирателей в поддержку выдвижения своего федерального списка кандидатов. Это очень значительный объём, поэтому на основании Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» с учётом постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 года №511 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» к работе по проверке подписных листов будут привлечены эксперты-почерковеды из экспертных служб трёх федеральных органов исполнительной власти, а также специалисты, направленные Министерством обороны и Федеральной миграционной службой.

– Можете рассказать подробней о самой процедуре проверке подписей?

– Согласно Календарному плану мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы политические партии могут представить подписные листы в числе документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов, в период с 19 сентября до 18 часов 19 октября 2011 года.

Проверке подлежат 20 процентов подписей от необходимого для регистрации числа подписей, то есть 30 тысяч, которые будут отобраны посредством случайной выборки. Если после проверки отобранных подписей число недостоверных и (или) недействительных превысит пять процентов (1500 подписей), то будет произведена повторная случайная выборка в размере ещё 15 процентов от необходимого для регистрации количества подписей (22,5 тысячи подписей).

В случае если количество недостоверных и (или) недействительных подписей превысит пять процентов от числа подписей, отобранных для проверки, ЦИК должна отказать в регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого соответствующей политической партией.

При проведении случайной выборки подписных листов, а также при подготовке итоговых документов будет использоваться аппаратно-программный комплекс, входящий в состав комплекса средств автоматизации ЦИК Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Также, в соответствии с частью 8 статьи 43 Федерального закона, для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений, будет использоваться Регистр избирателей, участников референдума – информационный ресурс Государственной автоматизированной системы, содержащий сведения обо всех избирателях, зарегистрированных в Российской Федерации.

– Будете работать круглосуточно?

– Будем работать в две смены. Проверку подписных листов завершим в течение семи дней, после чего уполномоченный представитель политической партии получит копию итогового протокола о результатах проверки – не позднее чем за двое суток до заседания ЦИК, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов.

– По каким основаниям подписи избирателей могут быть признаны недостоверными и (или) недействительными?

– Как я уже отмечала, основания для признания подписей недостоверными и (или) недействительными определены Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Коротко остановлюсь на самых типичных из них.

Структурно нарушения можно разделить на несколько групп.

Во-первых, это нарушения оформления подписных листов. Так, в соответствии с избирательным законодательством подписные листы должны быть изготовлены по определённой форме. В них также должен быть указан определённый перечень сведений о кандидатах из федерального списка и соответствующих региональных групп. В случае отсутствия необходимых сведений либо в случае, если подписной лист изготовлен по форме, не соответствующей законодательству, все подписи избирателей в таком листе признаются недействительными.

Ко второй группе относятся нару­шения порядка заполнения подписных листов. Например, в случае если данные избирателя внесены не избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей, то данная подпись согласно пункту 10 части 12 статьи 43 Федерального закона должна быть признана недействительной. Также­ недействительной считается подпись, дата внесения которой не внесена избирателем собственно­ручно. При этом для фиксации факта нарушения по этим основаниям необходимо заключение­ эксперта-почерковеда, которое изла­гается непосредственно в ведомости проверки подписного листа.

Далее следует группа нарушений, связанных с указанием недостоверных данных об избирателях – фамилии, имени, отчества, адреса места жительства либо данных о документе, удостоверяющем личность гражданина.

К четвёртой и пятой группе нарушений относятся недостоверные данные либо отсутствие данных о лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей, и уполномоченных представителях политических партий соответственно.

Каждому нарушению присвоен уникальный код, который вносится в ведомость проверки подписного листа, а затем по результатам автоматизированного сканирования ведомости заносится в базу данных Государственной автоматизированной системы «Выборы».

– Смогут ли политические партии оспорить результаты проверки подписных листов?

– Уполномоченный представитель политической партии получит копию итогового протокола, содержащего итоги проверки подписных листов, не позднее чем за двое суток до соответствующего заседания ЦИК, где будет рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов.

В случае если по результатам проверки будут выявлены основания для отказа в регистрации федерального списка кандидатов – количество достоверных подписей окажется недостаточным либо число недостоверных и (или) недействительных подписей составит пять и более процентов от общего числа отобранных для проверки подписей, то уполномоченному представителю одновременно с копией итогового протокола выдадут документы, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.

В течение двух суток непосредственно перед заседанием Центр­избиркома политические партии имеют возможность подготовиться и представить документы, подтверждающие достоверность представленных ими подписей, которые рассматриваются в ЦИК. В случае если по результатам их рассмотрения ЦИК всё же откажет в регистрации федерального списка кандидатов, то политическая партия имеет право в течение десяти дней обжаловать данный отказ в Верховный суд Российской Федерации.

Будем надеяться, что в настоящей избирательной кампании такой необходимости не возникнет.

предыдущая статья || следующая статья
задать вопрос
Александр Карелин «Продажа билетов на футбольные матчи по паспорту – не панацея от беспорядков»  Александр Карелин
«Продажа билетов на футбольные матчи по паспорту – не панацея от беспорядков» 
Александр Карелин «Продажа билетов на футбольные матчи по паспорту – не панацея от беспорядков»  Александр Карелин
«Продажа билетов на футбольные матчи по паспорту – не панацея от беспорядков» 

Пресс-центр ПГ

«Копить или тратить?» Пресс-центр ПГ «Копить или тратить?»
Пресс-центр ПГ
«Копить или тратить?» Пресс-центр ПГ «Копить или тратить?»
Пресс-центр ПГ

Материалы с пресс-конференции

Дни Якутии В Совете Федерации Дни Якутии
В Совете Федерации
Дни Якутии В Совете Федерации Дни Якутии
В Совете Федерации

Дневник

sf СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
gd ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
parlamentarij КЛУБ «РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЙ»
ВЦИОМ ВЦИОМ
 sv-vo_1
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
 sv-vo_2
Свидетельство о регистрации средства массовой информации